Исследование рынка цельнокатаных железнодорожных колес (ЦКК)

ОЛЖА Холдинг – это одна изкрупных в Казахстане инвестиционно-промышленных групп, включая направления: логистика, транспортные услуги, сельское хозяйство и  финансовые услуги. Несколько лет назад наше Агентство уже работало холдингом. В этот раз мы получили запрос из сферы железнодорожных перевозок, т.к. компания управляет крупным парком 1200 вагонов, а также обладает мощностями по их ремонту и обслуживанию.

Цель проекта

Оценить перспективы нового направления «Цельнокатаные железнодорожные колеса (ЦКК)» для принятия решения о привлекательности инвестиций.

Предпосылки: Рост бизнеса всегда связан с поиском решений по повышению эффективности, в т.ч по сокращению затрат. Такими решениями могут стать вертикальная интеграция, аутсорсинг, автоматизация и т.д. Компания ощущала дефицит на рынке ЦКК, что влияло на эффективность транспортного направления — рынок б/у колес сокращался, а новые либо были очень дорогие, либо в недостаточном количестве. К тому же рынок привлекал ещё и тем, что он представлял собой олигополию из 3 крупных игроков на постсоветском пространстве и одного недавно появившегося именно в Казахстане.

Решение

Потребление в любой отрасли, практически любого продукта можно описать в виде закономерности или формулы. Главное учесть все факторы, которые влияют на это. Именно поэтому во всех исследованиях мы не бросаемся в омут с головой и не зарываемся в данных. А сначала погружаемся в отрасль, беседуем с экспертами, которые могут назвать факторы влияния, их важность, а также ключевые тренды на рынке.

В случае с рынком ЦКК мы сначала использовали расчетный метод, в котором отразили модель потребления с учетом ключевых факторов. Это позволило обрисовать границы рынка. Далее, изучив детально рыночную информацию по парку, использованию, ремонту и производству подвижного состава и ЦКК всеми группами потребителей, мы получили четкую картину, что позволило принять однозначное решение.

Рынок ЦКК – это рынок производителя. Именно производители диктуют, кому, когда и по какой цене будет отгрузка. Поэтому пристальное внимание было уделено самим производителям и их производственному процессу. Сейчас происходит переход от модели полного цикла с мартеновскими печами к производству из неприрывнолитой заготовки, что позволяет больше влиять на себестоимость, повышать выработку, а также концентрироваться на разработке и производстве новых видов колес.

Все эти мероприятия были нацелены на увеличение и модернизацию мощностей по ЦКК в ближайшие 2-3 года, что позволило бы относительно безболезненно преодолевать пиковые периоды потребности.

Помимо развития текущих производств на постсоветском пространстве были выявлены новые потенциальные поставщики из других стран. Тем самым стала понятной будущая обеспеченность ЦКК на рынке целевых стран.

Для получения ответа на ключевой вопрос «привлекателен рынок или нет» в ходе проекта была собран большой объем информации в разрезе:
• Продукт и производственная цепочка
• Предложение: структура, характеристики поставщиков, будущее развитие
• Рынок сбыта: факторы влияния, ключевые игроки, размер рынка, прогноз развития
• Рынок сырья: перспективные производители, условия сотрудничества, риски
• Выход на рынок: барьеры, возможности, цены, таможенная стоимость и сертификация.

Главный вывод, который был сделан по результатам проекта, умещался в двух словах «доступ на рынок». На таких рынках нет случайных игроков, их возможности ограничены различными тарифными и нетарифными мерами (сертификация, пошлины и т.д.), здесь действуют нерыночные методы борьбы, а скорее политические. Устоявшаяся структура будет всеми силами стараться удерживать свое доминирующее положение на рынке.

После проведения презентации и получения отчета клиент объективно оценил потенциал и перспективы рынка, что позволило ему принять решение по проекту.

Методика

Брифинги с клиентом и изучение технической информации по продукту. Открытая вторичная информация (таможенная статистика, обзоры отрасли, отчеты производителей, отчеты по ж/д поставкам и т.д.).

Опрос экспертов рынка (профильные госорганы, НИИ, органы сертификации, представители ключевых потребителей/производителей ЦКК/заготовок.

Обобщение полученных данных, разработка прогнозов, оценка барьеров и возможностей по выходу на рынки соответствующих стран.

География исследования: Казахстан, Россия, Узбекистан, Украина, Китай

Период: апрель – май 2019

Share Button