Обзор рынка йогуртов

Исследование рынка йогуртов в городе Алматы

Сейчас множество исследований говорят об изменении стиля жизни и рациона в сторону здоровой пищи и активного проведения времени. Наиболее заметно это проявляется в повышении требований к состоянию своего тела и фигуры, а также в желании продлить молодость.

На самом деле, что очень неожиданно, личная инициатива по ведению ЗОЖ и ПП — это в значительной степени иллюзия. Этот мировой тренд впервые заявил о себе в 2004 году на Всемирной ассамблее здравоохранения (ВАЗ). Именно тогда принята «Глобальная стратегия ВОЗ по питанию, физической активности и здоровью».

В этом документе сделано обращение к правительствам, международным организациям и компаниям с целью принятия мер на всех уровнях (от глобального до местного) в поддержку здорового рациона и физической активности. Он же впоследствии и стал основой для государственных программ, прежде всего, в США и Европе, и что далее получило распространение в остальных странах.

В новом обзоре мы также отследим последствия этого обращения в потребительском поведении при выборе йогуртов. Как оно изменилось за последние 5 лет? Пожирнее и послаще или полегче и функциональнее? Поесть или попить? Классика вкуса или авангардный микс?

Ответы на эти и другие вопросы в обзоре рынка питьевых и вязких йогуртов в г. Алматы.

Данный обзор подготовлен на основе результатов опросов потребителей и продаж в крупной  торговой сети города Алматы.

Обзор рынка йогуртов

За последние 5 лет потребление йогуртов (как питьевых, так и вязких) практически не изменилось (2018 к 2013). Это говорит об определенной зрелости рынка.

Сложно говорить о том, что питьевые и вязкие йогурты являются в полном смысле заменителями друг другу. Все-таки эти продукты удовлетворяют разные потребности: в случае питьевых – это полезный и легкий перекус, а вязкие – это однозначно продукт для удовольствия.

В то же время колебания цен на йогурты и всплески потребления свидетельствуют о желании пробовать новинки, готовности за них платить больше. А снижение цены на йогурты не всегда будет приводить к увеличению потребления. Суммарный рост цен на питьевые йогурты с 2013 по 2018 гг. составил 67%, на вязкие – 81%.

Обзор рынка йогуртов

Установившийся паритет продаж питьевых и вязких йогуртов 50/50 колебался незначительно все это время, что еще раз свидетельствует о сложившемся отношении к этим продуктам.

У «здоровых» брендов в этом соотношении побеждают питьевые продукты, а у «вкусных» – те, для которых нужна ложка. Например, у Activia доля питьевых продуктов составляет 77% и не меняется на протяжении последних 5 лет.

Обзор рынка йогуртов

Исследование Deloitte (Health & Wellness Progress Report 2018) показало, что помимо традиционных критериев потребительского выбора (цены, вкуса и качества) большое влияние стала оказывать новая группа факторов – здоровье и здоровый образ жизни, безопасность и прозрачность. Это еще раз подтверждает, что здоровый образ жизни не просто тренд, а стиль жизни.

Следуя этому тренду, производители смогли сформировать желаемое представление о питьевых йогуртах, сделав их подходящим продуктом для полезного и быстрого перекуса.

В тоже время вязкие йогурты все больше двигаются в сторону удовольствия, конкурируя не столько с молочными продуктами, сколько с десертами, предлагая менее «вредную» альтернативу.

Изменение восприятия этой категории возможно не столько через модификацию существующих продуктов, сколько через вывод принципиально новых решений.

Как например, греческие йогурты Chobani сделали в 2007 году.

Обзор рынка йогуртов

Большая популярность йогуртов с пониженным содержанием жира связана с заботой о внешнем виде своего тела – сбросить вес или поддержать форму. Даже «вкусные» вязкие йогурты значительно сократили содержание жира – доля продуктов с м.ж.д. менее 2% возросла почти в 2 раза за последние 5 лет.

Это еще раз подтверждает результаты исследования Nielsen Global Health and Wellness Study, которое назвало самым популярным способом сбросить лишний вес – придерживаться диеты, которая предусматривает потребление продуктов с низким содержанием жира и соли, низкокалорийных продуктов.

Обзор рынка йогуртов Обзор рынка йогуртов Обзор рынка йогуртов

Как в CSD пока побеждает вкус Cola, так в питьевых йогуртах клубника и миксы с клубникой доминируют. Производители предлагают больше вариаций с любимыми вкусами. Так, в 2013 году было замечено 4 вкуса на базе клубники, то в 2018 были представлены 9 видов клубничных миксов среди питьевых йогуртов. Это позволяет как сохранять интерес покупателей к продукту, так и влияет на популярность этого вкуса.

Интересно, что такие «полезные» сочетания как злаки, чернослив, а также натуральный йогурт потеряли за 5 лет в общей сложности более 50%. Все-таки польза должна быть вкусной. Возможно это и повлияло на возросшую популярность малины и абрикоса после некоторого забвения.

Обзор рынка йогуртов Обзор рынка йогуртов Обзор рынка йогуртов

Среди вкусов вязких йогуртов аналогичный фаворит. Но восприятие продукта как десерта, требует более тонкой подстройки под желания потребителя. Именно поэтому уже в 2013 году на рынке были представлены более 10 вариаций с клубникой.

На долю «полезных» комбинаций (чернослив, злаки, мюсли) в 2018 году приходилось около 9% рынка. Этот сегмент рынка сократился за 5 лет в 2 раза.

Удачным запуском в категории за последние 2 года стал Даниссимо Фантазия Хрустящие Шарики в шоколаде, который следует за клубничными продуктами с новым альтернативным вкусом и текстурой.

Обзор рынка йогуртов

GOOD прогноз

Без инъекций в виде новых продуктов и вкусовых решений категория будет постепенно терять в объемах потребления на душу населения с учетом органического роста численности населения. Именно поэтому сложно говорить о росте рынка в объемных показателях с учетом сложившейся ситуации.

Все большее внимание к составу и ПП будет формировать группу потребителей, выбирающих чистые, натуральные, свежие продукты без искусственных добавок, консервантов, меньшим содержанием сахара. Усиление «полезности» может быть осуществлено в виде популярных ПП продуктов, например, питьевой йогуртовый смузи.

«Двойная натура» йогуртов также должна будет все ярче проявиться по направлению удовольствие. Вкус, аромат и текстура будут играть решающую роль и все больше становиться лучшей альтернативой десертам. Заимствованные из других категорий ингредиенты (соленая карамель, мята-шоколад , кофе и т.д.) позволят напрямую конкурировать, например, с мороженым или кофейными напитками. Такие продукты являются одним из элементов «сбалансированных» диет, в которые включены свои маленькие радости.

Производителям также необходимо думать не только как развиваться в категории, но и искать решения за ее пределами. Например, это может быть соусная группа в новой форме упаковки.