Исследование рынка молока в Алматы

Молоко очень полезный продукт. Об этом знают все. Но судя по статистике, алматинцы знают о пользе молока больше.

По данным Комитета по статистике, жители города Алматы пьют молока больше, чем жители других регионов страны. Так, на одного человека в городе приходится около 31 л. молока в год.

Ультрапастеризованное (долгого хранения) молоко держит уверенное лидерство на протяжении последних лет. Его доля на 2018 год составила около 83%. Вторую позицию у алматинцев занимает пастеризованное (срок хранения до 14 дней) молоко с долей 14%. Можно сказать, что привычки жителей Алматы в потреблении молока достаточно стабильны.

Молоко «Adal» заняло лидирующую позицию (18%) в 2018 году у алматинцев по потреблению. За последние 3 года марка прибавила на 4 пункта. На втором месте – молоко «Петропавловское» (11%), марка, которая стабильно и уверенно увеличивает обороты. Невысокая стоимость способствует увеличению его доли на рынке. Замыкает тройку лидеров марка «Lactel», которая также заметно прибавила с 2015 года.

Рейтинг марок ультрапастеризованного молока, в целом идентичен общему рейтингу, так как его доля составляет 83%.

Лидером среди пастеризованного молока является марка «Молочный мир», которая стала правопреемницей марки «Adal» в данной категории. На втором месте — представитель Киргизии Umit&К, с существенным ростом доли за последние три года (с 2% в 2015 г. до 18% в 2018 г.). Замыкает тройку лидеров марка «Amiran» с долей 16% в 2018 году, также показавшей уверенный рост.

В сегменте концентрированного молока лидирующую позицию прочно занимает марка «Шадринское» с долей 55%. Вторая и третья позиции с примерно равной долей принадлежат маркам «Айналайн» (17%) и «Петропавловское» (15%) соответственно.

Условной средней нормой для натурального коровьего молока считается жирность 3.5%. Алматинцы с этим солидарны и чаще всего выбирают молоко жирностью 3-3.2%., на долю которого приходится 43%. Данная жирность молока-оптимальный вариант, как для питья, так и для добавление в чай или кофе. Последние 3 года доля молока такой жирности уверенно растет.

Самым ходовым, согласно исследованию, является объем 1 литр (68%) и приближенные к нему объемы -0,75-0,9 л. (19%). И доля последней категории растет последние три года.

Основной причиной роста является так называемый даунсайзинг — уменьшение количества или объема продукта в упаковке без изменения цены, который последнее время практикуют производители. Данный метод является одним из инструментов сдерживания роста цен на полках.

А вот доля упаковок молока больше 1 литра имеет тенденцию к снижению. Так, если в 2015 году доля молоко объемом от 1,43 до 2 литров составляла 16%, то в 2018 году только 9%. Доля же упаковок объемом 0,5L и менее достаточно стабильна и варьируется в пределах 4-5%.

Молоко входит в основную корзину продуктов и необходимо на столе каждый день, особенно если в семье есть дети. Поэтому вопрос цены на молоко очень актуален для покупателей. И является не самым последним при выборе марки молока. Итак, как же изменилась цена за последние 4 года.

Цены на молоко, как и на все продукты и напитки, росли последние 4 года. Хотя надо отдать должное молочникам, поднятие цен, по сравнению с другими продуктами, было умеренным. Так, если в 2015 году алматинцы могли купить пачку молока 1 литр за 240 тенге, то уже в 2018 году ее стоимость составила 291 тенге, то есть рост цен в среднем составил 21%.

Подведем итоги: молоко − продукт повседневного спроса. И в целом привычки потребления молока у алматинцев достаточно стабильны. Они отдают предпочтение удобству и выбирают ультрапастеризованное (UHT) молоко, которое всегда в удобной упаковке и долго хранится. Однако после девальваций 2014-2015 гг. заметна ориентация потребителей на более демократичные по цене марки. Также наблюдается снижение интереса к молоку в больших упаковках, более 1,5 литра. Потребители, оптимизируя расходы, отдают предпочтение молоку жирностью 3,2 %, как более универсальному.

Тренд к экономии потребителей уловили и производители молока, которые все чаще для сдерживания роста цен на продукцию используют даунсайзинг.

Share Button