Рынок одноразовых детских подгузников г. Алматы.

По приблизительным подсчетам экспертов, современные малыши проводят в подгузнике около 18-20 тысяч часов. Так каким должен быть подгузник, чтобы ребенку было комфортно?

Мы решили узнать, какие подгузники выбирают мамы Алматы? За какую цену они готовы покупать подгузники? И как в целом развивается рынок г. Алматы столь полезного изобретения?

Коренных алматинцев с каждым годом становится все больше. В среднем прирост рождаемости составляет +5%. Исключением стали 2011 и 2017 года, когда малышей в городе родилось меньше, чем в предыдущем.

Главными факторами, которые оказывают непосредственное влияние на развитие рынка подгузников, является рост рождаемости, увеличение доходов населения и внедрение культуры потребления товаров для детей.

Наибольшее количество подгузников родители используют для детей до 6 мес. В нашем графике это размеры от 1-го до 3-го. Данные размеры специально разработаны для детей весом до 11 кг. В 2019 году их доля стала самой большой в продажах -39%.

При этом видна тенденция к увеличению использования подгузников для детей старше 6 месяцев. Так, выросли доли размера 4 (от 6 мес. до года) с 22% в 2011 году до 25% в 2019 и размера 5 (старше 1,5 лет) с 22% в 2011 году до 25% в 2019.

В целом алматинские мамы чаще используют универсальные подгузники. При этом их доля сократилась на 33% (с 97% в 2011 году до 64% в 2019). Гендерный подход к подгузникам предпочитают уже 36% потребителей. И их доля стабильна последние 5 лет.

Наибольшую долю рынка занимают подгузники на липучках — 85% в 2019 году. Но их доля постепенно снижалась с 2011 года (-11%). Подгузники-трусики, которые значительно позже появились на нашем рынке (в середине 2005-2006 гг.) увеличили свою долю с 4% в 2011 г до 15% в 2019.

На долю всего двух производителей приходится 94% рынка- Procter&Gamble (с маркой Pampers) и Kimberly-Clark (с маркой Huggies).

Все анализируемые 9 лет – это борьба за лидерство между Pampers и Huggies. В 2011 году лидерство за собой закрепили Pampers, которое они удерживали вплоть до 2017 года.

Однако в 2019 году лидирующую позицию на рынке с долей 60% заняли и Kimberly-Clark с маркой Huggies. Это была медленная и поступательная борьба за первое место с 30% в 2011 году до 60% в 2019.

Также в TOP 5 вошли марки, которым удалось отвоевать у лидеров по 1% . Это марки Солнце и луна (Россия), Moony и Merries (Япония).

Одна из стратегий Kimberly-Clark на нашем рынке – оптимизация портфеля. Если в 2011 году было представлено 6 позиций, то уже к 2016 году осталось только 4 позиции, которые актуальны и в 2019 году. Procter&Gamble также стали сокращать свой портфель с 9 позиций в 2014 году до 5 в 2019 года.

Все аутсайдеры TOP 5 ограничиваются 2 позициями. Это подгузники с липучками и подгузники-трусики.

Большая часть рынка подгузников нашего города (66%) сконцентрирована в среднем (middle) ценовом сегменте. При этом данный сегмент сократился на 15% с 2011 года, когда его доля составляла 81%. За этот же период значительно вырос премиальный сегмент: с 8% в 2011 году до 33% в 2019.

Стоимость 1 детского подгузника в Алматы выросла с 57 тенге в 2011 году до 98 тенге в 2019 году. Рост цен за 9 лет составил 71%. Наибольшие скачки цен зафиксированы в 2014-2016 годах, на которые основное влияние оказала девальвация тенге.

Итоги:

До среднеевропейского уровня потребления подгузников рынку Алматы нужно вырасти вдвое. Однако полная импортная зависимость в данном сегменте делает его очень чувствительным к курсу валют и ценам. Ситуация на рынке в ближайшей перспективе будет определяться макроэкономическими факторами и маркетинговыми стратегиями крупных игроков.

Данный обзор подготовлен на основе опросов потребителей и продаж в крупной торговой сети г. Алматы

Share Button