Пиво самый популярный алкогольный напиток в мире! В Алматы, как и в Казахстане в целом, рынок пива растет на протяжении последних трех лет. А за последние 8 лет среднее потребление пива на душу населения выросло с 26 до 32 литров.
Уверенную лидирующую позицию на протяжении последних восьми лет занимает легкое светлое пиво (лагер)*, чья доля на 2018 год составляет около 97%. Вторую позицию у алматинцев занимает темное пиво с долей 2,5%.
Марка пива «Кружка свежего» заняла лидирующую позицию (13,6%) в 2018 году у алматинцев по потреблению. На втором месте – Жатецкий гусь (12%), марка, которая стабильно и уверенно увеличивает обороты с момента своего запуска. Замыкает тройку лидеров российская марка «Балтика», которая неизменно держится в тройке лидеров все 8 лет.
Основная борьба на рынке пива г. Алматы идет среди марок двух крупных международных игроков Carlsberg Kazakhstan и Efes Kazakhstan, так 6 из top 7 марок принадлежат именно этим производителям. И только одной марке «Алматинское Жигулевское» локальной компании Caspian Beverage Holding (CBH) удается сохранить позиции в top 7.
По крепости стабильно лидирует пиво стандартной крепости. Более 85% алматинцев пьют пиво крепостью от 3% до 5,5% и значимых колебаний в предпочтениях по крепости не наблюдается. Можно отметить, что алматинцы снизили потребление безалкогольного пива (с 3% в 2011 г до 1% в 2018) и немного увеличили потребление крепкого пива (с 10% в 2011 году до 13% в 2018).
Результаты исследования показали, что подавляющее большинство алматинцев (88%) предпочитает пить пиво, произведенное в Казахстане. На долю импортного пива приходится около 12%.
Если предпочтения алматинцев по цвету, крепости и маркам пива достаточно стабильны, то приверженность к упаковке претерпела значительные изменения за изучаемый период. Так, привычная стеклянная бутылка значительно сдала позиции с 2011 года и уже с 2017 года уступила лидерство жестяной банке, на долю которой в 2018 году пришлось уже 58,7% от общего объема продаж. Соответственно доля пива в стеклянной бутылке сократилась до 41,3%.
ПЭТ упаковка была запрещена для промышленного производства пива в РК еще 1999 году. Именно поэтому в Казахстане так бурно развивается совершенно особый канал, не имеющего сопоставимого по доле продаж аналога на других рынках –DIOT (разливное пиво на вынос).
*В исследовании представлены данные только по тарированному пиву, без учета разливного пива на вынос.
Также нам было интересно узнать, какого объема бутылки/банки с пивом предпочитают покупать алматинцы?
Самым ходовым, согласно исследованию, в 2018 году стал объем 0,5 литра (56,4%) и приближенные к 0,5 литра объемы -0,44-0,48л (28,1%).
Примерно равные доли занимают упаковки пива емкостью 1 л. и чуть меньше литра, доля которых составляет 8% и 7% соответственно.
В 2018 году 36,6% продаж пива приходится на банки и бутылки уменьшенного объема — производители пива взялись за так называемый даунсайзинг — уменьшение количества или объема продукта в упаковке без изменения цены. Так, 0,5 л пива превращается в 0,46 л или 0,48 л, а 1 л — в 0,9 л. У всех производителей по-разному. Данный метод является одним из инструментов сдерживания роста цен на полках.
На графике ниже хорошо видно, что в 2018 году произошло значительное снижение доли 0,5 литровой тары за счет увеличения тары объемом от 0,44-0,48 литра.
Вопрос цены всегда был важен для покупателей. И является не самым последним при выборе пива. Итак, как же изменилась цена за последние 8 лет на пиво, которое покупают алматинцы.
Цены на пиво, как и на все продукты и напитки, росли. Хотя надо отдать должное пивникам, поднятие цен, по сравнению с другими продуктами, было умеренным. Так, если в 2011 году алматинцы могли купить бутылку пива 0,5 литра за 161 тенге, то уже в 2018 году ее стоимость составила 232 тенге, то есть рост цен в среднем составил 63%. Наибольший рост цен был зафиксирован за последний год.
Данный обзор подготовлен на основе результатов опросов потребителей и продаж в крупной торговой сети города Алматы.